Кафедра Л-1 "Русский язык"

 

Заведующий кафедры Л1

Романова Нина Навична
зав. кафедрой, профессор, д.п.н., академик РАЕН

  Кафедра Л-1 ("Русский язык") создана в 1954 г. на базе секции кафедры иностранных языков "Общетехнического факультета" МВТУ им. Н.Э. Баумана.

  В настоящее время кафедра "Русский язык" является структурным подразделением факультета "Лингвистика" Научно-учебного комплекса (НУК) "Фундаментальные науки" и осуществляет многоцелевую языковую подготовку российских и зарубежных специалистов.

  Высок научный потенциал кафедры: в ее составе 4 доктора наук, 7 кандидатов наук, 1 академик РАЕН, 1 член-корреспондент РАЕН. Пять сотрудников кафедры отмечены почетным званием "Ветеран МГТУ им. Н.Э. Баумана", 3 человека - медалью "В честь 850-летия Москвы".

  Основные направления научной работы кафедры связаны с методическим сопровождением учебного процесса для различных контингентов учащихся МГТУ им. Н.Э. Баумана. Так, в области обучения российских граждан эта работа ознаменована участием в Федеральной целевой программе «Русский язык» в рамках проекта «Русский язык во взаимодействии с культурой» (анализ составляющих коммуникативно-речевой компетенции современного специалиста – организатора и участника русскоязычного профессионального общения).

  Преподаватели кафедры активно участвуют в написании учебных пособий, методических указаний и рекомендаций, электронных пособий, словарей, грамматических справочников.

  Научно-исследовательская работа ведется в области лингвистики и методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного.

  На кафедре проводятся олимпиады и студенческие конференции, направленные на активизацию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся.  

 

 

{slide=  История кафедры Л-1  (развернуть)}

  Кафедра Л-1 ("Русский язык") создана в 1954 г. на базе секции кафедры иностранных языков "Общетехнического факультета" МВТУ им. Н.Э. Баумана.

  Основными направлениями деятельности кафедры в разные годы были:

  •   обучение русскому языку граждан социалистических государств и союзных республик (50-60-е г.г.),
  •   подготовка по русскому языку и литературе российских слушателей подготовительного отделения (70-80-е г.г.),
  •   практические занятия по русскому языку с российскими студентами 1-2 курсов всех факультетов и специальностей (1989-93 г.г.),
  •   обучение русскому языку как иностранному зарубежных учащихся (с 1993 г.),
  •   лекционно-практические занятия по русскому языку и культуре речи с российскими студентами различных образовательных этапов (с 1999 г.),
  •   работа в предметной приемной комиссии (все годы)

  У истоков формирования кафедры стояла талантливый методист-организатор, кандидат педагогических наук К.А. Беклемишева-Расторгуева (1920-1969). Придя в МВТУ в 1942 году, она возглавила сначала секцию, затем кафедру русского языка и предметную приемную комиссию. В годы становления основным направлением учебной работы кафедры было обучение русскому языку иностранных студентов, аспирантов, стажеров, учащихся из союзных республик, а также кураторство своего предмета на подготовительных курсах МВТУ. Под руководством К.А. Беклемишевой-Расторгуевой кафедра вела активную научно-методическую работу, результатами которой были издание ряда учебных пособий для иностранных учащихся, участие в городских научно-практических конференциях, выпуск сборников научно-методических трудов, постоянное повышение квалификации преподавателей.

  С 1969 по 1983 год кафедрой руководила Е.М. Попова (1925-1996). По сложившейся традиции она возглавила предметную приемную комиссию, продолжила кураторство на подготовительных курсах. На долю нового заведующего выпала сложная задача: организация в 1969 году подготовительного отделения МВТУ потребовала разработку учебных программ и планов, методики преподавания русского языка и литературы новому контингенту учащихся, подготовку соответствующих учебно-методических пособий. После открытия в 1976 году интерната в подмосковном Ильинском преподаватели вели выездные лекционные и практические занятия по русскому языку и литературе со слушателями подготовительного отделения. В научно-методическом плане эти годы отмечены организацией новых форм повышения квалификации: преподаватели проходили стажировку в других институтах, изучая опыт коллег.

С 1984 по 1990 годы кафедрой руководили старшие преподаватели Т.И. Горяинова, Е.В. Яковлева, В.Е. Гресева, продолжившие и развившие лучшие научно-методические традиции предшественниц. В этот период (1988 г.) дисциплина "Русский язык" была включена в учебные планы МВТУ им. Н.Э. Баумана в качестве обязательной для студентов 1-2 курсов всех факультетов и специальностей. Было разработано необходимое учебно-методическое сопровождение: рабочая программа и календарные планы для учащихся соответствующих образовательных этапов, раздаточные рабочие и контрольно-зачетные материалы.

С 1990 г. кафедру возглавляет Н.Н. Романова (1954 г.), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН , автор свыше 120 научно-методических трудов в области литературоведения, функциональной лингвистики, психолингвистики и лингводидактики.

За означенный период кафедра прошла большой путь развития, отмеченный существенным увеличением всех количественно-качественных показателей ее деятельности. Так, нынешний штатный профессорско-преподавательский состав кафедры насчитывает 30 человек, из них: 4 профессора, 11 доцентов, 13 старших преподавателей, 2 преподавателя.

Высок научный потенциал кафедры: в ее составе 4 доктора наук, 7 кандидатов наук,1 академик РАЕН, 1 член-корреспондент РАЕН. 5 сотрудников кафедры отмечены почетным званием "Ветеран МГТУ им. Н.Э. Баумана", 3 человека - медалью "В честь 850-летия Москвы".

В настоящее время кафедра "Русский язык" является структурным подразделением факультета "Лингвистика" Научно-учебного комплекса (НУК) "Фундаментальные науки" и осуществляет многоцелевую языковую подготовку российских и зарубежных специалистов по двум основным направлениям: "Русский язык как иностранный" (РКИ) и "Русский язык и культура речи". На рисунке представлена схема, отражающая место кафедры в структуре учебного процесса в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Подобное графическое представление наглядно демонстрирует вспомогательную роль языковой работы, сопровождающей комплексную подготовку специалистов-нефилологов на всех уровнях и ступенях образовательной деятельности: на этапе довузовской подготовки, основном вузовском этапе (включая бакалавриат и магистратуру), на уровнях послевузовского и дополнительного к высшему образования (включая аспирантуру, второе образование, повышение квалификации преподавательских кадров, стажировку специалистов).

Подобное графическое представление наглядно демонстрирует вспомогательную роль языковой работы, сопровождающей комплексную подготовку специалистов-нефилологов на всех уровнях и ступенях образовательной деятельности: на этапе довузовской подготовки, основном вузовском этапе (включая бакалавриат и магистратуру), на уровнях послевузовского и дополнительного к высшему образования (включая аспирантуру, второе образование, повышение квалификации преподавательских кадров, стажировку специалистов).

 

{/slide}

  {slide=  Обучение на кафедре Л1  (развернуть)}

   Учебная работа с российскими и иностранными гражданами в МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляется в рамках следующих учебных дисциплин:

  • "Русский язык как иностранный" (РКИ)" - для слушателей подготовительного отделения, бакалавров, магистрантов, аспирантов и стажеров спецкафедр - граждан дальнего зарубежья (по направлению Министерства образования РФ и по контрактам);
  • "Русский язык делового общения" - для бакалавров 1 курса;
  • "Семантика технических текстов" - для российских студентов 1-го курса Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) (ГУИМЦ);
  • "Русский язык и культура речи" - для российских студентов (бакалавров) 3/4 курсов; для студентов 2-го курса ГУИМЦа;
  • "Культура профессиональной речевой коммуникации юриста" - для бакалавров 1-го курса кафедры "Юриспруденция";
  • "Культура речевой научной коммуникации" - для российских аспирантов, слушателей ФПК - преподавателей технических дисциплин вузов.

 

Подробнее об обучении в бакалавриате см. http://www.fn.bmstu.ru/index.php/basic-education-fl/item/55-education_foreign_students_fl

Подробнее об обучении в аспирантуре  см. http://www.fn.bmstu.ru/index.php/basic-education-fl/item/56-traineeship_f

{/slide}

  {slide=  Научная работа Л-1  (развернуть)}

   Основные направления научной работы кафедры связаны с методическим сопровождением учебного процесса для различных контингентов учащихся МГТУ им. Н.Э. Баумана. Так, в области обучения российских граждан эта работа ознаменована участием в Федеральной целевой программе "Русский язык" в рамках проекта "Русский язык во взаимодействии с культурой" (анализ составляющих коммуникативно-речевой компетенции современного специалиста - организатора и участника русскоязычного профессионального общения). Результатом научно-методических изысканий в данном направлении явилось создание концепции коммуникативно-языковой подготовки нефилологов и текста типовой профессионально-ориентированной "Примерной программы дисциплины "Русский язык и культура речи" для вузов технического профиля" в соответствии с государственными образовательными стандартами, обеспечение учебно-методического сопровождения дисциплины. Последнее представлено целым рядом пособий, подготовленных преподавателями кафедры для работы с учащимися МГТУ на разл.ичных образовательных этапах:

  • для слушателей подготовительного отделения - Габова Н.И., Горяинова Т.А. Русский язык и литература. - М.: Ориентир, 2003; Камалова Р.А., Тоболова М.П. Справочное пособие для абитуриентов по русскому языку и литературе. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002; Кобзева Т.А. Практическая грамотность. - М.: Сампо, 2002;
  • для студентов 1/3/4 курсов - Кобзева Т.А. Основы речевой культуры. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002; Речевая культура делового общения. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003; Риторическая культура делового общения . - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005; Романова Н.Н. Методические указания к изучению дисциплины "Русский язык и культура речи". Ч.1. Культура деловой речи. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001; Жилина О.А. Деловой документ: специфика языка, стиля и структуры текста. - М.: Билингва, 1999; Скорикова Т.П. и др. Обучение устной научной речи: теория и практика. - М.: Билингва, 2000

 

   В области обучения иностранных граждан научно-методическая деятельность кафедры отмечена разработкой общей схемы и вариативных моделей непрерывного и дискретного (аспектного) языкового обучения в рамках многоуровневой подготовки специалистов, внедрением модульных обучающих технологий с использованием современных аудиовизуальных ТСО, учебно-методическое обеспечение языковых курсов. Последнее отмечено созданием серии пособий по различным аспектам коммуникативно-языковой подготовки иностранных учащихся:

  • тексты для чтения и развития речи - Авдеева И.Б., Васильева Т.В. Москва и древние русские города. - М.: Изд-во МГТУ "Станкин", 1996; Авдеева И.Б., Васильева Т.В. Рассказы из русской истории. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997; Авдеева И.Б. Аэронавтика, или история летательных аппаратов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999;
  • практикумы по грамматике - Габова Н.И. Виды глагола в русском языке. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998;
  • профессионально-ориентированные разработки - Петрова Г.М. Пособие по научному стилю речи (информатика). - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.

     

  В области интеграции языкового обучения деятельность кафедры ознаменована участием в Федеральной целевой программе "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-06 годы" в части раздела 3.14 "Подготовка монографий по актуальным направлениям науки" - проект "Русский язык и культура профессионального общения нефилологов: научно-методологические и теоретико-практические основы языковой подготовки специалистов в техническом вузе", разработкой концепции интегративной языковой подготовки специалиста в сфере профессионального научно-технического общения, проведением международных научно-методических конференций "Языковая подготовка специалистов в техническом вузе" для российских и зарубежных преподавателей русского и иностранных языков (с публикацией сборника материалов). Результаты научных исследований в данной области отражены в крупных коллективных разработках, созданных преподавателями кафедры в соавторстве с коллегами из других вузов: "Примерная программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для высших технических учебных заведений" в рамках проекта "Русский язык во взаимодействии с культурой" ФЦП "Русский язык" (при участии коллег из МГСУ, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина; С.-Пб., 2001), "Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Научная монография" (при участии коллег из РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина; М., 2003), "Русский язык и культура профессионального общения нефилологов: научно-методологические и теоретико-практические основы языковой подготовки специалистов в техническом вузе" в рамках ФЦП "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы" (при участии коллег из РАЕН, МГУ им. М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина; М., 2003). 


   Кафедра ведет большую организационно-воспитательную работу с российскими и иностранными студентами. К основным внеаудиторным мероприятиям, осуществляемым преподавателями кафедры, относятся: организация ежегодных научно-технических конференций "Студенческая весна" в рамках международного симпозиума "Уникальные феномены и универсальные ценности культуры" и "Молодые ученые - науке, промышленности, технологиям и профессиональному образованию" под эгидой ЮНЕСКО (с публикацией материалов), совместное участие преподавателей кафедры и студентов в международных конференциях на базе других вузов (также с публикацией), подготовка сборной команды иностранных учащихся МГТУ им. Н.Э. Баумана для участия в Международных олимпиадах, фестивалях и конкурсах по русскому языку (с неизменным получением призовых мест и дипломов лауреатов). 



По всем аспектам профессиональной деятельности преподаватели кафедры прошли курсы повышения квалификации с выдачей сертификатов по специальностям:

  • "Методика преподавания русского языка как иностранного" (МГУ им. М.В. Ломоносова, ГосИРЯ им. А.С. Пушкина, РУДН),
  • "Иностранные языки",
  • "Психолого-педагогическая подготовка",
  • "Менеджмент в образовании" (МГТУ им. Н.Э.Баумана),
  • "Лингводидактическое тестирование по русскому языку как иностранному" (РУДН, СПбГУ),
  • "Ноосферное образование" (РАЕН),
  • "Тестолог - специалист по педагогическим измерениям" в рамках дополнительного (к высшему) образования,
  • "Лингводидактическое тестирование по русскому языку граждан зарубежных стран для получения гражданства РФ" (РУДН).

 

   Кафедра является коллективным членом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ, с 1996 г.) и Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ, с 2000 г.), имеет договоры о научно-методическом сотрудничестве с РУДН и ГосИРЯ им. А.С. Пушкина, является базовой для практикантов и выпускников МГУ, МПГУ, ГИРЯ им. А.С. Пушкина, преподавателей-стажеров российских и зарубежных технических вузов. 



   Многолетнее сотрудничество связывает кафедру с перечисленными центрами лингвистического образования и кафедрами русского языка ведущих российских классических и технических вузов(МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, РУДН, МГЛУ, МГТУ "Станкин", МГСУ, МГГУ, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, МГУ путей сообщения, СПбГТУ, ИвГХТУ и др.), с учреждениями системы Академии наук: РАО - рецензирование педагогами-методистами РАО кафедральных учебных материалов по дисциплине "Русский язык и культура речи", РАЕН - участие в мероприятиях Отделения "Ноосферное образование", РАН - участие в международных конференциях по функциональной стилистике, организуемых при участии Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, симпозиумах "Языковое сознание: содержание и функционирование", проводимых на базе Института языкознания РАН и МГЛУ. 



   Кафедра активно внедряет прогрессивные информационные технологии в образовательный процесс в виде обучающих курсов и контрольно-измерительных материалов, приобретенных в лингвистических центрах или разработанных совместно со специалистами профилирующих кафедр. На сегодняшний день подразделение располагает современной лабораторией технических средств обучения: вместительный фонозал и компьютерный класс обеспечивают аудиовизуальное сопровождение текущих занятий и проведение научно-практических конференций с участием студентов и преподавателей. На всех направлениях научно-исследовательской и учебно-методической работы кафедра ФЛ-1 реализует языковую составляющую гуманитарной подготовки современного инженерно-технического специалиста, формируя и совершенствуя его коммуникативно-речевую компетенцию в сфере профессионального и социокультурного общения.

{/slide}