Определить ток якоря и напряжение генератора с независимым возбуждением для токов возбуждения Iв, равных 0,4 А и 0,2 А. Сопротивление цепи якоря rя=0,6 Ом, нагрузки rн=9,4 Ом. Характеристика холостого хода генератора изображена на рис. 9.12. Указать не правильный ответ.
Для Iв = 0,4 А: 1) Iя=14 А. 2) Uя= 131,6 В.
Для Iв = 0,2 А: 3) Iя = 12А. 4) Uя = 102,8 В.
Решение 9-12
Электродвижущую силу генератора определяем по характеристике холостого хода рис.9.12:
а) при IВ=0,4 А ЭДС Еa= 140 В;
б) при IВ =0,2 А ЭДС Еб= 120 В.
Ток якоря определяем по закону Ома:
a) Iя,а=Eа/(rн+rя)=140/(9,44+0,6)=14 A;
б) Iя,б=Eб/(rн+rя)=120/(9,4+0,6) =12 А.
Напряжение генератора меньше ЭДС на падение напряжения в обмотке якоря:
а) Uа=Еа – Iя,аrя=140 - 14∙0,6= 131,6 В ;
б) Uа=Еа – Iя,аrя=120 - 12∙0,6 = 112,8 В. Ответ: 4.
Обмотка возбуждения двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением по ошибке оказалась включенной неправильно (рис. 9.25). Как будет вести себя двигатель после включения его в сеть при rп = 9 rя, Iп = 2,5 Iном, если момент нагрузки:
а) Мс=0; б) Мс=0,5 Мном. Указать правильный ответ.
- В обоих случаях двигатель не будет вращаться.
- В обоих случаях двигатель разгонится до недопустимо большой частоты вращения.
- а) двигатель разгонится до n≈n0; б) двигатель не будет вращатся.
- а) двигатель пойдет в разнос; б) двигатель не будет вращатся.
Решение 9-25
Пусковой ток якоря двигателя IП=Uа/(rП+rя). Напряжение на обмотке якоря двигателя меньше напряжения сети на падение напряжения в пусковом реостате:
UДв=Uном – IПrП=Uном – Uнмо rП/(rя+rП)=Uном – Uном 9rя/(rя+9rя)=Uном – 9Uном/10=Uном/10
Номинальный ток возбуждения двигателя имеет место при номинальном напряжении IВ,ном=Uном/rВ. В данном случае напряжение на обмотке возбуждения равно напряжению на обмотке якоря, которое меньше номинального в 10 раз. Если допустить, что характеристика зависимости магнитного потока двигателя от тока возбуждения — почти прямая линия, то магнитный поток двигателя будет меньше номинального в 10 раз.
Момент, развиваемый двигателем при пуске, равен
МП=kMФIП= kMФном 2,5Iном/10= 0,25 kMФномIном=0,25 Мном.
При пуске вхолостую двигатель пойдет в ход и разгонится до частоты вращения, примерно равной частоте вращения идеального холостого хода, так как по мере разбега двигателя вследствие уменьшения тока в пусковом реостате напряжение на обмотке якоря и, следовательно, на обмотке возбуждения будет увеличиваться и к концу разбега будет близко к номинальному.
При пуске под нагрузкой с моментом Мс=0,5 Мном двигатель вращаться не будет, так как момент, развиваемый двигателем, меньше момента сил сопротивления на валу: Мс>МДв,
т. е. 0,5 Мном >0,25 Мном. Ответ: 3.
Определить сопротивление обмотки якоря двигателя rя и пускового реостата rп , который надо включить в цепь якоря, чтобы ток якоря при пуске Iя,п=2,5 Iном. Данные двигателя: Pном=39 квт; Uном=220 В; Iном=200 А. Указать правильный ответ.
1) rя=1,0 Ом. 2) rя=0,125 Ом. 3) rп=0,3775 Ом. 4) rп=0,44 Ом.
Решение 9-32
Потери в обмотке якоря при номинальной нагрузке равны
∆Pном=Uном Iном - Pном= 220∙200 - 39∙103 = 5000 Вт. Сопротивление обмотки якоря равноrя=∆Pном/ 2Iном2 =5000/2∙2002= 0,0625 Ом.
Сопротивление пускового реостата определяем по закону Ома
rП=Uном/Iном – rя=200/2,5∙200 — 0,0625 = 0,3775 Ом. Ответ: 3.
В каком соотношении находятся ЭДС обмотки якоря двигателя при его работе в точках /, 2, 3, 4 характеристик, изображенных на рис. 9.43? Характеристика, на которой расположена точка2, является естественной. Указать правильный ответ.
- E1=E2=E3=E4. 2) E1=E2>E3>E4. 3) E1>E2>E3>E4. 4) E1<E2<E3<E4.
Решение 9-43
Электродвижущая сила, возникающая в обмотке якоря двигателя,
E=keФn=U – Iя(rя+rД).
Из взаимного расположения характеристик видно, что характеристика, на которой расположена точка 1, соответствует ослабленному магнитному потоку двигателя; характеристика, на которой расположена точка 3,—реостатная (в цепи якоря включен добавочный резистор); характеристика, на которой расположена точка 4, имеем место при пониженном напряжении на обмотке якоря двигателя; например в системе Г—Д:
Е1=Uном – Iяrя Е2=Uном – Iяrя=keФn2 E3=Uном – Iном(rя + rД)= keФn3
Е4=U′ – Iяrя=n′0 Uном/n0– Iяrя=keФn1
Так, как ток якоря Iя1 двигателя для всех точек одинаков, a n2>n3>n4, то E1=E2>E3>E4.
Ответ: 2.
Что произойдет при обрыве обмотки возбуждения двигателя постоянного тока с пара.ллельным возбуждением, если он работает: а) с номинальным моментом на валу
МС = Мном, б) вхолостую? Указать неправильный ответ.
а) При номинальном моменте на валу:
1) сгорят предохранители, и двигатель остановится;
2) если предохранители не сгорят, двигатель остановится.
б) При работе вхолостую:
3) сгорят предохранители;
4) если предохранители не сгорят, двигатель остановится;
5) если предохранители не сгорят, частота вращения вигателя начнет увеличиваться и двигатель может пойти вразнос.
Решение 9-45
При обрыве цепи обмотки возбуждения двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением исчезнет ток возбуждения и, следовательно, магнитный поток, создаваемый им. Останется лишь магнитный поток остаточного намагничивания, который составляет не более 3—5 % номинального потока.
Из выражения Е=Uном – Iяrя=keФn следует, что в той же степени уменьшится ЭДС обмотки якоря до (3—5) % Uном.
Если допустить, что частота вращения двигателя вследствие инерции якоря в течение времени после обрыва обмотки и исчезновения тока возбуждения практически не изменится, то справедливо следующее.
До обрыва ЭДС двигателя составляла:
а) при работе двигателя с номинальным моментом иа валу
Еном=Uном – Iя,номrя =(0,85 — 0,95) Uном ;
б) при работе вхолостую Еx1=Uном.
В результате значительного уменьшения ЭДС двигателя, как следу-из выражения Iя=(Uном – Е)rя, возрастает ток якоря двигателя. Для случая а) имеем
Iя,ном=(Uном - (0,85 — 0,95) Uном)/ rя;
Iя,а=(Uном - (0,03 — 0,05) Uном)/ rя ,
откуда
Iя,а= Iя,ном (Uном - (0,03 — 0,05) Uном)/(Uном - (0,85 — 0,95) Uном)≈(7—18) Iя,ном .
Для случая б) ток увеличится в несколько большей степени, так как
Еx>Eном.
Предохранители обычно рассчитываются на ток не более (3—4) Iном, .поэтому в обоих случаях должны сгореть предохранители и двигатель остановится.
Момент, развиваемый двигателем при обрыве в цепи обмотки возбуждения, равен
М=kМ ФIя=kМ (0,03 — 0,05)Фном (7—18) Iя,ном =(0,21— 0,9)Мном
Поэтому, если предохранители не сгорят в первом случае, двигатель остановится, так как момент, развиваемый двигателем, меньше момента сил сопротивления навалу, т.е. Мд<Мс или (0,21— 0,9)Мном<Мном , и если двигатель не будет отключен, он выйдет из строя.
Во втором случае при отсутствии момента на валу частота вращения двигателя начнет увеличиваться и может достичь недопустимого значения – двигатель пойдет вразнос:
n0=Uном/kеФном; n′0=Uном/kе (0,03 — 0,05)Фном;
откуда
n′0= n0 /(0,03 — 0,05) ≈ (30— 20) n0. Ответ: 4.
Определить сопротивление, включенное в цепь якоря двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением, при котором двигатель имеет характеристику а (рис. 9.60). Сопротивление цепи rя + rв=0,3 Ом. Характеристики естественная (б) и искусственная с добавочным сопротивлением в цепи якоря 1,5 Ом (в) изображены на рис. 9.60. Указать правильный ответ.
1) 1 Ом. 2) 0,75 Ом. 3) 0,6 Ом. 4) не достаточно условий.
Решение 9-60
Уравнение естественной характеристики имеет вид:
nе =[Uном – Iя(rя + rВ)]/ kl Ф= n0е -∆ nе
Уравнение искусственной характеристики
nИ =[Uном – Iя(rя + rВ+rД)]/ kе Ф= n0И - ∆ nИ
Если двигатель работает на естественной или искусственной характеристике с одинаковым током якоря, магнитные потоки двигателя будут иметь одинаковое значение, так как ФВ ≡ IВ = Iя.
Тогда ∆ nе/ ∆ nИ=(rя + rВ)/ (rя + rВ+rД)
Из отношения ∆nе к ∆nИ на искусственной характеристике а, например для тока
Iя =40 А, определяем ∆nе из ∆nе /(∆nе +400)=0,3/(0,3+ +1,5), откуда ∆nе=80 об/мин.
Из отношения ∆nе к ∆nИ на искусственной характеристике а, например для тока
Iя =40 А, определяем искомое сопротивление ∆nе /( ∆nе+200)=80/(80+200)=0,3(0,3+rД),откуда rД =0,75 Ом. Ответ: 2.
Определить частоту вращения и ЭДС якоря двигателя постоянного тока со смешанным возбуждением при токах якоря для двух случаев: а) Iя=0,5Iя,ном; б) Iя=Iя,ном , если в цепь якоря включено добавочное сопротивление rД=2 Ом. Данные двигателя:
Рном = 9 кВт; nном=900 об/мин; Uном=220 B; Iном=50 А; rя+rв=0,338+0,062=0,4 Ом.Естественная скоростная характеристика изображена на рис. 9.67. Указать неправильный ответ. 1) nа=860 об/мин. 2) Еа=160 В. 3) nб=420 об/мин. 4) Еб=100 В.
Решение 9-67
Электродвижущая сила якоря равна:
а) при Iя =0,5Iном
Еа =Uном – Iя(rя + rВ+rД)]= 220 — 25 (0,4 + 2) = 160 В;
б) при Iя =Iном,
Еб= 220 — 50 (0,4 +2)= 100 В.
Уравнение электромеханической, естественной характеристики имеет вид
nе =[Uном – Iя(rя + rВ)]/ ke Ф
а искусственной,
nИ =[Uном – Iя(rя + rВ+rД)]/ ke Ф
Если двигатель работает на естественной или искусственной характеристике с одинаковым током якоря, магнитные потоки двигателя будут иметь одинаковое значение, так как Iпосл =I;Ф≡ (Iw)п,о+ (Iw)посл =(Iw)п,о+сIя, где (Iw)п,о —МДС параллельной обмотки возбуждения, которая от нагрузки не зависит.
Тогда из отношения уравнений для естественной и искусственной характеристик можно получить
nИ = nе [Uном – Iя(rя + rВ+rД)] / [Uном – Iя(rя + rВ)].
При Iя = 0,5 Iном частота вращения на естественной характеристике (см. рис. 9.67) равна
nе = 1,25nном = 1,25∙900 = 1125 об/мин;
на искусственной
nа =nИ = nе [Uном – Iя(rя + rВ+rД)] / [Uном – Iя(rя + rВ)]= nе Еа / [Uном – Iя(rя - rВ)]=
=1125∙ 160/(220 – 25 ∙0,4)=860 об/мин.
При токе Iя = Iном имеем nе = nном = 900 об/мин;
nб =nИ = nе Еб / [Uном – Iном(rя + rВ)]=900 ∙100/(220 – 50 ∙0,5)=450 об/мин.
Ответ: 3.
Генератор постоянного тока с независимым возбуждением приводится в движение асинхронным двигателем (рис. 9.73, а), механическая характеристика которого изображена на рис. 9.73, б. При нагрузке генератора 20 А напряжение на его выводах 220 В, а момент на валу асинхронного двигателя оказался равным номинальному значению. Определить напряжение при холостом ходе генератора (Iя = 0). Потерями мощности в генераторе пренебречь. Сопротивление якоря генератора rя=0,5 Ом. Номинальная частота вращения асинхронного двигателя nном=920 об/мин. Указать правильный, ответ.
1) 230 В. 2) 240 В. 3) 220 В. 4) 250 В.
Решение 9-73
Электродвижущая сила генератора при нагрузке 20 А равна
Е=U – Iя rя =220 + 20∙0,5 = 230 В.
При холостом ходе генератора нагрузки на валу двигателя не будет, его частота вращения и, следовательно, частота вращения генератора будут равны примерно частоте вращения магнитного потока асинхронного двигателя n=n0=1000 об/мин; определим ЭДС генератора:
при нагрузке E= ke Фnном= ke Ф ∙920 = 230 В;
при холостом ходе E0= ke Фn0 = ke Ф∙1000;
из отношения Е0 к Е следует:
Е0 = E n0 / n0= 230∙1000/920 = 250 В.
Ответ: 4.
Валы двух одинаковых двигателей постоянного тока Д1 и Д2 с независимым возбуждением с помощью кулачковых муфт К1 и К2 соединены с валом производственного механизма ПМ(рис. 9.74). Якоря двигателей соединены последовательно и включены в сеть с напряжением, в 2 раза большим номинального напряжения двигателей. Двигатели нагружены номинальным моментом и вращаются с номинальной частотой вращения. Как изменятся частоты вращения двигателей, если у муфты К2 срежется шпонка и вал двигателя Д2 потеряет связь с механизмом? Указать правильный ответ.
1) Частота вращения обоих двигателей уменьшится.
2) Частота вращения обоих двигателей увеличится.
3) Оба двигателя остановятся.
- Двигатель Д1 остановится, частота вращения двигателя увеличится почти в 2 раза.
Решение 9-74
В условиях нормальной работы токи якорей равны:
Iя=(2Uном – 2E)/2rя=(Uном – E)/rя=Iном.
Моменты, развиваемые двигателями, также были равны:
МД1=МД2=kМФIном.
Момент сопротивления распределялся поровну на каждый двигатель:
МС,Д1=МС,Д2= М=МС /2. Как только вал двигателя Д2 потеряет механическую связь с механизмом, момент сил сопротивления на его валу исчезнет и его частота
вращения, как это вытекает из уравнения движения
M—0=Jdw/dt,
начнет увеличиваться.
Одновременно будет увеличиваться его ЭДС
ЕД2= kеФnД2
и уменьшаться ток в цепи якорей двигателей. В результате момент, развиваемый двигателем Д1, будет уменьшаться и окажется меньше момента, создаваемого механизмом на его валу; частота вращения двигателя начнет уменьшаться, и двигатель постепенно остановится. Поскольку двигатель Д2 оказался без нагрузки, он разгонится до частоты вращения, при которой ток в цепи якорей будет близок к нулю:
Iя=(2Uном – EД2)/2rя=0,
ЕД2 == 2Uном = 2ke Фn0 = ke ФД2.
Таким образом, двигатель Д2 будет вращаться с частотой, примерно в 2 раза большей частоты вращения идеального холостого хода. Ответ: 4.
Причинами использования в качестве двигателей электропровода двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением, а не с параллельным являются: а) возможность длительной их работы с номинальным моментом при длительном снижении напряжения в сети постоянного тока, б) независимость пускового момента от напряжения сети.
Два двигателя постоянного тока, один с последовательным, другой с параллельным возбуждением, имеют следующие паспортные данные:
Рном = 60 кВт, Uном = 440 В, Iном =160 А, nном = 960 об/мин. Сопротивление последовательной обмотки возбуждения. rв = 0,5rя. Зависимость магнитного потока от МДС обмотки возбуждения двигателей изображена на рис. 9.91.
Определить ток в цепи якоря, частоту вращения двигателей при моменте сил
сопротивления на валу Мс=Мном, значение которого не зависит от частоты вращения, при их работе от сети с напряжением U =0,6Uном, а также значения максимально возможных моментов при этом напряжении, если значения пусковых токов Iп=2,5Iном. Указать неправильный ответ. Двигатель с параллельным возбуждением: 1) Iя=230 А. 2) n=562 об/мин.3) Мп=0,7 Мп(Uном).
Двигатель с последовательным возбуждением: 4) Iя=160 А. 5) n=547 об/мин.
6) Мп=Мп(Uном).
Решение 9-91
Сопротивление обмотки якоря
rя=∆Pном/2Iном2=(UномIном - Pном)/ 2Iном2
Двигатель с последовательным возбуждением. Сопротивление обмотки последовательного возбуждения
rВ = 0,5 rя =0,5∙0,137 =0,0685 Ом
при номинальном напряжении
МC=Мном=kМ Фном Iя,ном , Iя,ном=(Uном – Eном)/(rя +rВ)
при пониженном напряжении
МC=М′= kМ Ф′Iя , Iя′=(0,6Uном – E)/(rя +rВ).
Поскольку момент сил сопротивления на валу остался неизменным, , очевидно, что
Ф′=Фном , Iя′= Iя,ном ,
ном' я 'я,ном'
Значение частоты вращения при U= 0,6 Uном можно определить из соотношения ЭДС
Еном =Uном – Iя,ном (rя + rВ) = ke Фn1 = 440 — 160 (0,137+0,0685) = 407 В;
Е′ =0,6Uном – Iя,ном (rя + rВ) = ke Фn′= 0,6∙440 — 160 (0,137 4-0,0685) = 231 В,
откуда
n′= n0E′/Eном=960∙231/407=547 об/мин .
Пусковой, момент при U= Uном
Мп,ном =kМ Фном I′я,п
при U= 0,6Uном
М′п =kе Фном Iя,п
откуда
М′п = Мп,ном.
Двигатель с параллельным возбуждением. Ток возбуждения и МДС параллельной обмотки возбуждения при U= 0,6Uном составляют IB =0,6 Iв,ном и (Iw)′В =0,6 (Iw)В,ном ,
так как ток возбуждения пропорционален напряжению сети. Магнитный поток, соответствующий этой МДС, определяется из кривой Ф=(Iw) (см. рис. 9.91):
Ф′=0,7Фном.
Ток якоря при U= 0,6Uном определяется из выражения
МС= Мном =kе Ф′ I′я = kеФном Iя,ном;
I′я= Iя,ном Фном/Ф′=160/0,7=230 А.
Значение частоты вращения определяется из соотношения ЭДС:
При Uном
Еном =Uном – Iя,ном rя = kеФном nном = 440 – 160∙0,137 = 418 В;
При U= 0,6Uном
Е′ =0,6Uном – I′я rя = kеФ′ n′=0,6∙440 – 230∙0,137 ==232,5 В;
n′= nномE′ Фном/Eном Ф′=960 ∙232,5/(418 ∙0,7)=762 об/мин
Пусковой момент при U= Uном
Мп,ном =kМ Фном Iя,п ;
При U= 0,6Uном
Мп =kе Ф′ Iя,п; М′п=0,7Мп,ном .
Ответ: 2.
- Электрические цепи постоянного тока
- Электрические цепи переменного тока
- Трехфазные цепи
- Переходные процессы в линейных электрических цепях
- Периодические синусоидальные токи в электрических цепях
- Электромагнитные устройства
- Электрические измерения и приборы
- Трансформаторы
- Машины постоянного тока
- Асинхронные машины
- Cинхронные машины