Факультеты РК, СМ, РЛ, ИУ, Э, МТ (Кроме ИУ3, УИ4, ИУ5, ИУ6, ИУ7, РК6, РЛ6, МТ4, МТ8, )

Специальности: машиностроительные, мехатронные и приборостроительные

Виды учебных работ

Объем работ в часах

Всего

2 сем.

3 сем.

4 сем.

Выделено на дисциплину 374 102 136 136
Аудиторная работа 272 68 102 102
Лекции
Семинары
Лабораторные работы
136
51
85
34
17
17
51
17
34
51
17
34
Самостоятельная работа 102 34 34 34
Домашнее задание 10(12)  10(12)  10(12) 
Самостоятельная проработка курса и подготовка к коллоквиуму 24 24 24
Виды отчетности по дисциплине
Коллоквиум К(10) К(10) К(10)
Зачеты - - -
Экзамены экз. экз. экз.

*В скобках указаны недели выполнения работ по учебному графику.  

Цели и задачи дисциплины

Физика создает универсальную базу для общеинженерных дисциплин, закладывает фундамент подготовки современного инженера. Она дает цельное представление о физических законах окружающего мира в их единстве и взаимосвязи, вооружает студентов необходимыми знаниями для решения научно-технических вопросов в теоретических и прикладных аспектах.

Цели курса физики в МГТУ - углубленное изучение основ физики.

Задача курса - формирование навыков по применению положений фундаментальной физики к грамотному научному анализу ситуаций, с которыми инженеру приходится сталкиваться при создании новой техники и новых технологий, а также выработка у студентов основ естественно - научного мировоззрения и ознакомление его с историей развития физики и основных ее открытий.

Профессиональные знания, умения и навыки, приобретаемые в результате изучения физики в МГТУ

Студент должен знать:

  • основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях;
  • основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения;
  • фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки;
  • назначение и принципы действия важнейших физических приборов.

Студент должен приобрести следующие умения и навыки:

  • работы с приборами и оборудованием современной физической лаборатории;
  • использования различных методик физических измерений и обработки экспериментальных данных;
  • проведения адекватного физического и математического моделирования, а также применения методов физико-математического анализа к решению конкретных естественно - научных и технических проблем.

Основные исходно - профессиональные и интеллектуальные знания, умения, навыки, необходимые для изучения дисциплины.

Приступив к изучению курса физики, студент МГТУ должен знать физику в пределах программы средней школы и математику в пределах программы средней школы и первого семестра МГТУ.

Студент должен уметь истолковать смысл физических величин и понятий, формулировать и записывать уравнения основных физических величин в рамках школьного курса физики. Уметь пользоваться единицами измерения физических величин в системе СИ. Уметь решать задачи по всем разделам школьного курса, т.е. уметь:

  1. оценить суть физического явления, рассматриваемого в задаче;
  2. указать, какие законы описывают данное явление
  3. составить систему уравнений с учетом векторного характера физических величин;
  4. решать систему алгебраических уравнений, записать решение в общем виде, проводить численные расчеты в системе СИ и сделать анализ решения.

Будущий студент должен иметь навыки работы с простейшими измерительными приборами, такими как штангенциркуль, динамометр, термометр, барометр, гигрометр, вольтметр, амперметр и др.; иметь навыки в решении задач по программе физики средней школы, и в проверке правильности полученных аналитических выражений по размерности входящих в них физических величин.

Раздел 2

Содержание дисциплины

2.1. Лекции – 136 часов

2.2 Семинарские занятия – 51 час.

2.3 Лабораторные работы – 85 часов.

2.4 Самостоятельная работа студентов – 102 часа.

Раздел 3

Учебно-методические материалы

3.1 Основная литература

  1. Савельев И.В. Курс общей физики. т.1, т.2, т.3, М.: Наука, 1979-1986.
  2. Иродов И.Е. 1) Основные законы механики. –М.:Высшая школа, 1986. 2) Основные законы электромагнетизма. –М.:Высшая школа, 1989.
  3. Врунов П.А., Мартинсон Л.К., Смирнов Е.В. Операторы в квантовой механике. –М:МГТУ, 1994.
  4. Иродов И.Е. Задачи по общей физике 3-е изд. -М.: Бином 2002.
  5. Чертов А.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике. –М: Высшая школа 1981-1988.

3.2. Дополнительная литература

  1. Сивухин Д.В. Общий курс физики. т.1, т.2, т.3, т.4, т.5. 1 и 2 части М.: Наука, 1979, 1979, 1977, 1985, 1986, 1989.
  2. Матвеев А.Н.
  • Механика и теория относительности. –М.:Высшая школа, 1986.
  • Молекулярная физика. –М.:Высшая школа, 1981.
  • Электричество и магнетизм. –М.:Высшая школа, 1983.
  • Оптика. –М.:Высшая школа, 1985.
  • Атомная физика –М.:Высшая школа, 1989.
  1. Ракобольская И.В. Ядерная физика –М.:МГУ,1981.
  2. Епифанов Г.И. Физические основы микроэлектроники. –М.:Советское радио, 1971.
  3. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Курс физики Т.1, т.2, т.3 –М.:Высшая школа, 1971.
  4. Ландсберг Г.С. Оптика. –М.:Наука, 1976.
  5. Калашников С.Г. Электричество. –М.:Наука, 1977.
  6. Блохинцев Д.И. Основы квантовой механики. –М.:Наука, 1983.

Приложения к программе физики МГТУ им. Н.Э.Баумана